В квартире № 20, во дворе дома с круглым тёмно-коричневым эркером на парадном фасаде над подворотней, по адресу Гороховая, 64 открыт мемориальный музей-квартира Григория Распутина – одного из самых известных в мире исторических персонажей российской императорской столицы начала прошлого столетия. На сегодняшний день попасть в музей-квартиру, осмотреть довольно скромную пока ещё экспозицию и послушать часовую экскурсию можно, только предварительно заказав её у гидов Дома культуры Льва Лурье на сайте. Постоянного открытого доступа в музей-квартиру нет.

То, что в Санкт-Петербурге до недавнего времени не было музея-квартиры Григория Ефимовича Распутина-Новаго – факт из ряда вопиющих и мало объяснимых с точки зрения обыкновенного здравого смысла.

Санктъ-Петербургъ без Распутина – это как Трансильвания без замка графа Дракулы или пражский кремль Градчаны без дома Кафки. Квартира Распутина давно уже должна была бы быть одним из главных туристических объектов города наряду с Эрмитажем, Исаакиевским собором и стрелкой Васильевского острова.

Rasputin наряду с Ivan The Terrible, Peter The Great & Lenin – вообще один из самых известных в мире российских брендов: водка, голливудские фильмы, песня Boney M, которую поют все – от стариков до младенцев, одна из недавних ролей великого лицедея Жерара Депардьё… Представьте себе прекраснодушного розовощекого американца в ковбойской шляпе из какого-нибудь Далласа, приехавшего в Петербург ради легендарного Rasputin. Да, его отведут во Дворец Юсуповых на Мойку, но это место убийства! А жил-то Rasputin где? – спросит наивный техасский Билли во фланелевой рубашке в крупную клеточку и в шляпе с широкими полями…

Как представить себе императорскую столицу и двор 1900-10-х годов, Петроград военных лет без – для кого-то проклятой и зловещей, а для кого-то спасительной и пророческой – фигуры старца Григория? «Старца», которому на момент его гибели не исполнилось ещё и пятидесяти?

«Распутинщина», дух хлыстовства витал в атмосфере эпохи, был ея доминантой. Симфонии в прозе и роман о хлыстовских радениях «Серебряный голубь» Андрея Белого, «Поэма экстаза» Александра Скрябина, жизне- и богостроительство Мережковского, Гиппиус и Философова, «Незнакомка» и «Пузыри земли» Блока – всё это пронизано напряженным эротизмом, понятым в религиозном ключе. Старец Григорий с его любовью к тактильному контакту с девушками и женщинами во имя духовного и телесного исцеления был в этом смысле не исключением, а правилом. Правило гласило:

Мир должен быть оправдан весь, чтоб можно было жить! (Константин Бальмонт).

Оправдан грех, оправдана плоть, оправдана даже похоть плоти – всё! Русскими модернистами по следам Шарля Бодлера ставился акцент на плотские чувства, на тело, но не в смысле бездушной материи, а в смысле естества, пронизанного духовными токами.

— Там молнией мелькнёт Господь/В трепещущие мглой мгновенья,/Когда взволнованную плоть/Пронзает судорога наслажденья!

— И так прозрачен мир вокруг, что за стволами – некий Бог! (Иван Коневской).

В общем-то даже неудивительно, что музей-квартира Распутина открыт не российским Минкультом, а частным лицом. Санктъ-Петербургский предприниматель, энтузиаст, по образованию инженер-строитель, большой знаток русской истории, истинный патриот и горячий поклонник старца Григория Дмитрий Филатов на собственные средства стал постепенно выкупать у жильцов коммуналки части квартиры № 20 под мемориальный музей.

Хотя, может быть, это и к лучшему: музей начинается как подлинно народный, а не «спущенный сверху» по разнарядке к очередному юбилею. На протяжении столетия, прошедшего со дня гибели Распутина, последнее место жительства старца Григория для многих его поклонников стало местом паломничества также, как, например, «нехорошая квартира» № 50 на Большой Садовой 302-бис из «Мастера и Маргариты» в Москве – для фанатов знаменитого мистического романа.

На сегодняшний день в экспозиции задействованы коридор, кухня и одна комната, выходящая окнами во второй – типично петербургский – двор-колодец – это бывший кабинет старца, в котором он вел прием нескончаемых посетителей. Аутентичной является также лестница, ведущая на третий этаж: на ней стояли и сидели ходоки всех сословий. Григорию Ефимовичу неоднократно предлагалось ранжировать просителей по сословиям, но он категорически отказывался это делать, и потомки столбовых дворян ждали, когда старец отпустит грехи и недуги очередному внуку или внучке крепостного.

Выкуплена также комната, где жили две дочери старца – Матрена и Варвара, но она пока ремонтируется. В бывшей спальне Григория Ефимовича живет художник Александр Думченко, также являющийся поклонником старца, остальные две комнаты на сегодняшний день сдаются в аренду. Именно по этой причине, очевидно, пока что возможно посещение только доступных частей квартиры. Открытие полноценного мемориального музея, будем надеяться, впереди.

К оригинальным деталям, помимо сохранившейся с начала прошлого века лестницы и перил, внутри самой квартиры относятся: дверные и оконные ручки, подоконники, дверная цепочка и крюк на двери черного хода, полы, деревянная перегородка на кухне, за которой жили племянницы старца. Одна из них слышала разговор Распутина перед его последним выходом из дома с Юсуповым той самой роковой ночью с 30 на 31 декабря 1916 года.

Сундук, стулья, письменный стол и буфет, находящиеся в кабинете Распутина – не его собственные, но аутентичные предметы эпохи.

«Покуда я жив, будет жить и династия» — эти слова Григория Распутина, к несчастью для России, оказались пророческими.

Поздно вечером 30 декабря 1916 года из этой самой квартиры по черной лестнице в последний раз в жизни спустился русский крестьянин, провидец и целитель, друг и исповедник Императорской семьи, страстный молитвенник и паломник Григорий Ефимович Распутин. С ночи его убийства до краха Российской Империи и начала ущерба династии Романовых прошло ровно два месяца. Но даже мертвый Распутин не давал покоя врагам Российской Империи и Русского народа.

В первые же дни бесславного правления Временного правительства его на тот момент еще министр юстиции Керенский, не найдя более важных для воюющей страны дел (!!!), приказал организовать уничтожение тела старца, выкопав его из могилы в Царском селе. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне, а затем ночью 11 марта труп Распутина был сожжён на территории Политехнического института.

Надо полагать, юрист Керенский и его подельники, занимаясь юридическим беспределом в смысле осквернения могилы и уничтожения мертвого тела, совершали это святотатство ради укрывательства убийц и уничтожения улик и навряд ли могли предполагать, что через 102 года после их проклятых злодеяний в Санкт-Петербурге будет создан мемориальный музей русского старца Григория Ефимовича Распутина.

Вячеслав КОЧНОВ, Михаил ПАШАЕВ

- Advertisement -
Exit mobile version