Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Александр Пушкин
Как наиболее продуктивно можно изучить историю человечества – так, чтобы не только узнать и запомнить перечисляемые в учебниках даты и события, но и почувствовать их уникальные и незабываемые ароматы и понять смыслы во всей их возможной объемности, широте и глубине?
По всему миру широко распространено изучение истории народов и государств через их политические столкновения и военные конфликты. Для изучения истории человеческих обществ с этой точки зрения в различных странах создано немалое количество военно-исторических обществ, занимающихся смакованием подробностей организованного убийства и грабежа народами друг друга, чем, по сути, являются войны.
Любому душевно здоровому человеку понятно, что война, как любое преступление, сопряженное с массовым и организованным убийством и грабежом, есть зло. Причем зло, в отличие, скажем, от смерти человека по естественным причинам, не являющееся неизбежным. Таким образом, военная история человечества представляется, с определенной точки зрения, историей зла – сознательных злодеяний и преступлений, под которые для их оправдания подверстываются различные лживые и лицемерные теории, обычно берущие в свою основу понятие «патриотизм».
Но существует и другая история человеческого общества – история Добра – история творчества и созидания, прежде всего, связанная с явлениями разных видов Искусства, вдохновленного общением человека с ближними и Господом Богом в различных его обличиях.
Почему из всего множества цивилизаций прошлого среди прочих нас привлекают, по преимуществу, такие как Древний Египет или Эллада? Ответ очевиден: благодаря яркому и цельному эстетическому образу, созданному этими цивилизациями.
Был бы нам интересен Рамзес Второй или Аменхотеп Четвертый (Эхнатон), если бы не храм в Карнаке, если бы не воплощенная в камне и ставшая на тысячелетия понятным всем и каждому символом красота жены Эхнатона Нефертити и не другие величественные и совершенные образы, оставшиеся в рисунках и запечатлевшие великих монархов, их окружение, их быт и их бытие?
Так ли бы нас интересовали греко-персидские войны и вся эллинская цивилизация, если бы не афинский Парфенон, гордо возвышающийся над бездной и не театр Эсхила и Софокла? И что бы мы знали о подвигах и приключениях Ахилла и Одиссея, если бы не Гомер, наконец?
Так ли волновал нас образ Наполеона, если бы мы не видели Триумфальной Арки в Париже и не слышали бы Героической симфонии Бетховена?
Вся история Христианства запечатлена в камне величественных и в то же время теплых и по домашнему уютных храмов, строившихся на протяжении более полутора тысячелетия везде, где ступала нога верующего христианина.
Искусство Модерна содержит в себе пророческое предчувствие страшных катастроф ХХ столетия, начиная, пожалуй, с «Тетралогии» Вагнера, последних симфоний Брукнера и романов Достоевского. А музыка позднего Скрябина и Шенберга, равно как, например, проза Кафки послужили непосредственной прелюдией к реальным ужасам крушения старой доброй довоенной Европы в пожарах Первой мировой и последовавших за ней революций. Что в свою очередь, так гениально-рельефно описано Стефаном Цвейгом в его «Вчерашнем мире».
Изучать нужно не историю Искусства в пустоте и отрыве от событийной стороны, а историю человечества через произведения Искусства и его духовную жизнь, воплощенную в символах религий и философских учений. Потому что при помощи Искусства и Религии человек находит смысл жизни, оправдание своего бытия – то, что древние эллины называли катарсисом.