АЛЕКСАНДР ТИТОВ. Секрет успеха одного оркестра

Беседа с главным дирижером СПбГАСО

Концерты Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (СПбГАСО) под руководством его главного дирижера Александра Титова в нынешнем сезоне имеют необыкновенный успех. Надо отметить, что оркестр был популярен всегда, но в сезоне 2022/23 абонементы раскуплены на корню, и уже с трех часов дня у дверей дворца Белосельских-Белозерских на углу Невского и Фонтанки спрашивают лишние билетики на очередной дневной воскресный концерт, начинающийся в 16.00. В чем секрет такого успеха? Поговорим об этом с главным дирижером СПбГАСО, заслуженным артистом и заслуженным деятелем искусств России, профессором СПб Консерватории Александром Титовым.

— Расскажите о нынешнем состоянии СПбГАСО, есть ли новые лица, каков средний возраст, соотношение мужчин и женщин?

— Я не подсчитывал специально, сколько среди наших музыкантов мужчин и женщин – мы больше обращаем внимание на качество игры. В целом наш оркестр сравнительно молодой, но есть и музыканты среднего возраста. Есть старожилы, которые играют в оркестре со дня его основания, но их всего трое. Оркестр сейчас в неплохой форме, в этом сезоне мы уже сыграли довольно много концертов – по-моему, больше двадцати. Были просто замечательные по качеству выступления. Можно судить по посещаемости: уже довольно длительное время у нас все билеты проданы.

— Могу подтвердить. Был на вашем концерте 15 января, где звучала музыка Чарли Чаплина, Капустина, Сергея Евтушенко – был полный зал, причем, пришли в немалом количестве, в том числе, и очень молодые люди, на вид лет 18-20-ти.

— Да, а с другой стороны, у нас есть большое количество любителей музыки, которым, скажем так, уже далеко за 30, а многим и за 50. И они ходят регулярно даже на сложные программы. Мы им делаем, конечно, скидки на билеты.

— Это как раз не удивляет, потому что среди старшего поколения много людей, воспитанных в то время, когда по ТВ и радио постоянно транслировали Бетховена, Чайковского и Шопена в исполнении Светланова, Образцовой и Гилельса. А как Вы все-таки добиваетесь такого количества молодой аудитории? Вы что-то делаете для этого специально или сами приходят?

— Нет, ничего специально не делаем. Иногда мы играем программы, в которых учитываем востребованность определенных стилей у молодежной аудитории, в них включены элементы джаза и рока. Вот, например, у нас будет программа в абонементе «Кино и джаз», где прозвучит Концерт для рок-группы с симфоническим оркестром Козулина, ранее мы играли Большую сюиту из музыки Pink Floyd. В этой музыке есть информация. При этом у нас оркестр очень разноплановый: мы не забываем и старинную музыку. У нас есть абонемент, который называется «От Барокко до Модерна», в котором играются сочинения Корелли, Баха, Вивальди.

— А каков был принцип составления Вашего чрезвычайно популярного абонемента «Музыкальная палитра»?

— Он возник неожиданно, потому что у нас во второй половине сезона образовались свободные дни. Мы решили занять их какими-то концертами, объединить в один абонемент разные краски звуковой палитры – разных авторов, разные настроения, разные стили. Кстати, на некоторые концерты этого абонемента уже раскуплены все билеты – до лета. Там будет очень интересный концерт «Восточная сказка» (5 февраля), где, помимо всем известной и всеми любимой «Шахеразады» Римского-Корсакова, без которой нельзя представить себе Восток в русской музыке, будут еще два очень интересных и необычных сочинения: «Поступь Востока» Иосифа Шиллингера (1895, Харьков – 23 марта 1943, Нью-Йорк) – марш эпохи становления Русского авангарда, коротенькое сочинение, и сочинение более массивное – «Ферганский праздник» Глиэра: оно написано накануне 1941 года и посвящено Чикагскому симфоническому оркестру и его главному дирижеру Фредерику Стоку. Там причудливо сочетаются восточные «ферганские» напевы и американские ритмы. «Ферганский праздник» впервые был исполнен в Чикаго тамошним оркестром в январе 1941 года, что, на самом деле, очень странно и необычно. Я никогда в жизни не слышал, чтобы у нас кто-то исполнял это сочинение. Еще там будет «Шествие Сардара» Ипполитова-Иванова из «Кавказских эскизов» и «Половецкие пляски» Бородина. Концерт 5 марта называется «Магия гитары», замечательный гитарист Анатолий Изотов будет играть «Аранхуэсский концерт» Родриго, «Элегический концерт» Брауэра, Концерт ре мажор для гитары с оркестром Вивальди и «Сюиту Ангела» Пьяццоллы.

Затем у нас будет довольно загадочный концерт «Музыкальный детектив», для которого я постарался найти музыку из зарубежных кинолент и русских фильмов этого жанра. Естественно, всё начинается с «Шерлока Холмса» Дашкевича, но там будет и музыка из «Холмса» английского, из комедийных детективов – «Берегись автомобиля» и «Розовая пантера». Будет очень любопытная сюита, составленная Николаем Мажарой из музыки Мнацаканяна к известному советскому детективу «Два билета на дневной сеанс», и триллер Софьи Левковской «Она написала убийство» для бас-кларнета с оркестром. Резетдинов из музыки к фильму «Васильевский остров»: слежка, погоня, драка. Финал Концерта для скрипки с оркестром Антона Танонова написан по «Японскому детективу» Акунина.

Так что наша музыкальная палитра весьма разнообразна. Последний концерт этого абонемента «Любимый город» состоится 28 мая и посвящен будет Санкт-Петербургу. Из нового там будет Кончерто гроссо Рыбникова «Северный сфинкс», Сюита из мюзикла Фиртича «Белый. Петербург» в оркестровке Александра Осколкова.

— В 2008 году Вы со свои оркестром начали цикл записей композиторов времен Великой Отечественной войны. Что уже успели и что в планах на ближайшее будущее?

— Эта серия называется «Музыка военной поры». Уже вышло 19 дисков и двадцатый должен выйти на днях – это «Ленинградская симфония» Шостаковича. В этой серии представлены такие авторы как Половинкин, Евсеев, конечно же, Шостакович и Прокофьев, Хачатурян, Мясковский, Гавриил Попов, Мечислав Вайнберг и другие.

— 22 июня 1941 года Прокофьев взялся за партитуру «Войны и мира», в июле-августе Шостакович начал «Ленинградскую». Великие композиторы той эпохи практически мгновенно откликнулись на ее драматические события, выполнили, как тогда говорили, «социальный заказ». Скажите, а Вы знаете кого-то из современных академических композиторов, кто бы откликнулся на события на Донбассе, в Новороссии?

— Во-первых, сейчас композиторов уровня Шостаковича и Прокофьева я не знаю. А «кто-нибудь» такую музыку не напишет. Здесь нужен сплав таланта и личной значимости в этом процессе. Я ничего об этом не слышал, и никто ко мне не подходил с просьбой: сыграйте мне Донецкую симфонию. Может быть, она появится позже.

— Вы сказали, что Прокофьева и Шостаковича сейчас нет, а музыка кого из современных академических композиторов в России заслуживает, на ваш взгляд, слушательского внимания?

— На мой взгляд, есть ряд очень хороших композиторов: например, Анатолий Королёв, Леонид Десятников, Юрий Красавин, Геннадий Банщиков, Сергей Евтушенко, музыку которого мы недавно исполняли, и будем играть его Концертино для фортепиано с оркестром. В Москве есть Алексей Рыбников, Юрий Потеенко и Александр Чайковский – очень востребованный композитор с интересными идеями. Надеюсь, что в ближайшее время мы услышим новые музыкальные откровения от наших композиторов.

Фото: Даниил Рабовский

- Advertisement -spot_img

Связанные материалы