КОНСТАНТИН ПЛУЖНИКОВ: Я ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ ЛЮБИЛ ЗАПАД

15 апреля отмечает юбилей одна из самых громких и блистательных легенд мировой оперной сцены – всемирно прославленный тенор, солист Мариинского театра, режиссер-постановщик, автор нескольких биографий корифеев оперного искусства прошлого, наш земляк Константин Ильич Плужников.

Люди поколения, к которому принадлежит Константин Ильич, отличаются редкостной, почти что ренессансной многогранностью и разносторонностью, которой зачастую не могут похвастаться более молодые оперные артисты. Помимо потрясающего тенора – большого и сильного, при этом богатого самыми разными, нередко неожиданными оттенками и интонациями – Плужников на протяжении более полувека демонстрировал на сцене незаурядное актерское дарование. А когда ушел со сцены, певец обнаружил в себе яркий литературный талант и начал писать книги, посвященные творчеству его знаменитых предшественников. На сегодняшний день Плужников – автор уже пятнадцати изданных книжек.

— С каким чувством вы встречаете очередной юбилей?

—  Меня мои юбилеи никогда в жизни не интересовали. Пока я работал в театре, я занимался только искусством – исполнял мою любимую музыку, занимался записями. В то время меня много снимали на телевидении. Но время давит как гробовая плита, и с годами появляются новые ощущения – среди прочего, ощущение свободы от людей, которые тебя окружают, с которыми ты был рядом на протяжении сорока лет. Я ушел из театра, создал «Центр Современного искусства», в котором встречаюсь и общаюсь только с теми, с кем хочу сам, пишу книги, собираю все, что я написал, издаю свои записи, в основном, русской музыки. Ко мне в Центр приезжают молодые люди из разных мест заниматься оперным пением, я им помогаю настроить их личный инструмент – голос. И мне, как человеку, лишенному каких-либо амбиций и тщеславия, этого вполне достаточно.

— Расскажите подробнее о созданном Вами «Центре современного искусства». Как вы пришли к этой идее?

— Дело в том, что у певца, как и у балетного артиста – в отличие от дирижеров, например – творческая карьера, к сожалению, не может быть долгой. Поэтому приходится думать о том, чем ты займешься после ее окончания. Я очень рано начал преподавать в Консерватории. Потом я понял, что это не мое, потому что я – театральный человек. Поэтому для меня работать с молодыми дарованиями в «Центре современного искусства» – это лучший вариант заниматься искусством до конца своих дней. Потому что я не хотел петь хуже, чем пел на пике своей карьеры.

— Вам приходилось когда-нибудь петь в авангардных сценических постановках? Как вы относитесь к современным вольностям в области сценографии?

— Однажды за границей, не помню, в каком году, мне довелось петь в «Борисе Годунове». Художник почему-то решил нарисовать православные иконы на полу так, что артисты должны были по ним шлепать ногами. Я тогда выразил свое негодование и сказал американской женщине-режиссеру Франческе Замбелло: русский человек никогда не смог бы себе позволить ходить по иконам. Кроме того, пьяный монах Варлаам должен был там, по режиссерскому замыслу, плясать на столе. На это я заметил, что Россия – не Америка, и класть ноги на стол и прыгать по нему у нас не принято.

— У вас при вашем имени и вашей востребованности было немало возможностей остаться в более благополучных странах Запада или Дальнего востока, но вы предпочли остаться в России. Почему?

— Я вообще всю жизнь не любил Запад, потому что мне не нравилась принятая там система жестких контрактов, импресарио, которые тебя обманывают. Я давно понял, что чтобы спокойно заниматься искусством, ты должен принадлежать самому себе. И это при том, что там можно было, конечно, лучше жить. Мне предлагали остаться на Западе еще в 1972 году после конкурса в Женеве. Но я бы тогда автоматически стал «предателем Родины», а мне этого не хотелось. А потом, когда я стал много ездить по всему миру с гастролями, то уже и смысла не было где-то оставаться. Единственно, никак не могу по сей день примириться с петербургским холодом – ведь я родился и вырос на юге. Но, тем не менее, я всю жизнь прожил здесь.

Константин Ильич Плужников. Справка

Родился 15 апреля 1941 в Батуми.

Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальном училище родного города.

В 1963 году поступил в Ленинградскую консерватории в класс профессора Е. Г. Ольховского, закончил вуз в 1969 году.

В 1968-м, будучи студентом четвёртого курса, завоевал звание лауреата на Всесоюзном конкурсе имени Глинки. В том же году был принят в Малый театр оперы и балеты. Первыми большими работами артиста стали Князь в опере  Даргомыжскоого «Русалка», молодой цыган в «Алеко» Рахманинова, Бенвенуто Челлини в одноименной опере Берлиоза.

В 1970 году на Международном конкурсе вокалистов имени Энеску в Бухаресте был удостоен серебряной медали и звания лауреата и был принят в труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где спел почти все ведущие партии тенорового репертуара, создав ряд ярких, незабываемых образов. Гастролировал самостоятельно и с труппой Мариинского театра в Австрии, Германии, Голландии, Израиле, Испании, Италии, Франции, Финляндии, США, Шотландии, Японии и др.

С 1998 года – директор «Академии молодых певцов» Мариинского театра. В октябре 2005 года Константин Плужников выступил соучредителем Фонда поддержки музыкального, театрального и художественного развития – «Центр Современного искусства».

- Advertisement -spot_img

Связанные материалы