РУССКИЕ СЕЗОНЫ 2.0

25 июня 2020 года исполнилось 110 лет со дня парижской премьеры балета Игоря Стравинского в постановке Михаила Фокина «Жар-Птица», а 15 сентября 2020 года Санкт-Петербургский государственный Театр «Мюзик-Холл» должен был принять участие в международном проекте «Русские сезоны» во Франции, представив в Оперном театре Ниццы концерт симфонического оркестра «Северная Симфония» памяти Сергея Дягилева.В программе музыка двух знаменитых балетов Стравинского «Петрушка» и «Жар-птица», а также «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и фрагменты из «Лебединого озера» Чайковского. Пандемия коронавируса внесла в эти планы свои коррективы, однако в указанную дату оркестр «Мюзик-Холла» под управлением блистательного маэстро Фабио Мастранджело намерен сыграть подготовленную программу дома, на собственной площадке, а в Ницце продолжают с нетерпением ждать один из лучших симфонических коллективов России. Тем временем, в 138-й день рождения Стравинского маэстро Фабио делится с читателями «Вече С-Пб» своими мыслями о программе концерта и о великих русских композиторах, балетмейстерах и художниках прошлого века.

— Феномен великого русского композитора ХХ века Игоря Стравинского возник в ходе и по итогам «Русских сезонов», для которых он по заказу Сергея Дягилева создал свои знаменитые балеты. А как у вас родилась идея этой программы?

— О возобновлении масштабного проекта «Русских сезонов» было объявлено президентом Владимиром Путиным еще три года назад в 2017-м, и началось всё с Японии. Я не сомневаюсь, что, задумывая этот проект, Владимир Владимирович думал о том, что было в 1900-1910-ые годы во Франции во время гастрольных выступлений артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы с 1907-го по 1913-й год. Что-то подобное мог придумать только такой абсолютно гениальный и многогранный человек как Сергей Дягилев, который одновременно издавал журнал «Мир искусства», хотел быть художником и учился на композитора у Римского-Корсакова. С одной стороны, это был очень артистичный человек, с другой стороны, можно сказать, что он один из первых настоящих арт-менеджеров в сегодняшнем понимании этого слова. Кроме того, великий пропагандист русской культуры. Дягилев, придумав «Русские сезоны», впервые создал уникальную связь между разными жанрами искусства – балетом в лице гениальных танцовщиков Михаила Фокина, Анны Павловой и Вацлава Нижинского, симфонической музыкой Римского-Корсакова, Стравинского и Дебюсси, живописью в виде костюмов и декораций, сделанных лучшими художниками тогдашней России – Головиным, Бакстом, Рерихом, Бенуа. Когда я придумал эту программу, я размышлял и о прошлом, и о настоящем, и о будущем, я помнил, что нас ждут в Ницце. И поэтому я решил возобновить некоторые из тех шедевров, которые прозвучали в рамках оригинальных «Русских сезонов». Стравинский стал идеальным композитором для акции, которая состоялась тогда и возможна сейчас.

— Хотя Стравинского могло бы и не быть, ведь Дягилев изначально хотел привлечь к сочинению балетной музыки для «РС» Лядова. Но Лядов настолько медленно работал, что Дягилеву пришлось обратиться к молодому и никому еще толком не известному Стравинским.

— В этом я вижу гениальность Стравинского как делового человека: он был очень практичен. Например, почему существует у него столько редакций одной работы? Он делал это специально, чтобы обеспечить себя и свою семью. Потому что за каждую редакцию одной и той же вещи платились отдельные роялти. Разница зачастую в вариантах редакций совсем небольшая – например, три флейты вместо двух играют одну и ту же музыку.

— Изначально музыка Стравинского предполагает балет как зрелищную составляющую. У вас это будет видеопроекция?

— Да! Я настаивал на оригинальных эскизах декораций и костюмов – это не так сложно сделать, и это будет. Мне показалось, что очень важно работать по логике Стравинского: сегодня я чувствую себя еще более обязанным быть конкретным и точным.

— Мне кажется, программа концерта просто роскошна: Дягилев, Стравинский, Нижинский, Павлова – ярчайшие имена: они не только громкие, но и интригующие, в них столько загадки, волшебства… Среди современных балетмейстеров, претендующих на пьедестал Нижинского, можно было бы назвать Сергея Полунина.

— Да, это неординарная фигура. Он смог обеспечить себе практически сразу внимание всего мира. В прошлом году я участвовал в совсем непривычном для меня концерте на юге Италии в Саленто «La Notte della Taranta». Тарантелла именно оттуда. Там верят, что если человека укусит тарантул, то это приведет к всплеску, который можно передать таким танцем, как тарантелла. На самом деле потом стало понятно, что, танцуя, человек сильно потеет и тем самым избавляется от проникшего в него при укусе яда. Меня уговорили быть концертирующим маэстро – дирижёром и аранжировщиком одновременно. Темой фестиваля было соединение русских традиций с итальянской музыкой юга. И все хотели, чтобы в фестивале принимал участие и Полунин. Он, к сожалению, не смог, но он уже настолько известен в мире, что даже на юге Италии, где, как говорится, привыкли играть в свои игрушки, очень хотели его видеть.

— В вашей программе сопоставляются Стравинский и Дебюсси. Это и понятно. В 1913 году «Весной священной» открывался театр на Елисейских полях, а за год до этого в 1912-м Нижинский танцевал в «Полуденном отдыхе Фавна», мини-балете, который потряс и шокировал публику и изменил представление об академическом танце. Стравинский и Дебюсси, насколько они похожи как композиторы?

— Стравинский к этому времени хорошо был знаком с европейской сценой, мне кажется, что он и хорошо знал музыку Дебюсси, который старше его ровно на 20 лет. В их музыке присутствует импрессионизм, они оба в чем-то исходят из Римского-Корсакова. Дебюсси и Равель, которые тогда были самые сильные фигуры импрессионизма, имеют много общего с Римским-Корсаковым, учителем Стравинского.

— А чем Стравинский отличается от Дебюсси?

— Мне кажется, у Стравинского более земная музыка, приземлённая. Если взять, например, «Весну Священную», то создается впечатление, что музыка рождена именно от земли.

— Мне вообще кажется, что в языческой «Весне Священной» Стравинский с Нижинским придумали современную дискотеку как квази-культурный жанр. Хореография настолько же дика и разнузданна, как и музыка…

— А у Дебюсси музыка всегда такая рафинированная, воздушная. После Дебюсси появился ряд французских композиторов такого направления, которые восхищались им. А в «Жар-птице» Стравинский ближе к Дебюсси. Некоторые такты этой музыки можно перепутать с Дебюсси и даже с Римским-Корсаковым. Есть схожие эпизоды, где очень воздушный характер музыки. Разница Дебюсси и Стравинского ещё в том, что Стравинский, например, выбирал такие сюжеты, которые Дебюсси и тронуть-то не могли. «Царь Эдип», «Requiem Canticles», «Симфония псалмов» — это был период неоклассицизма. Правда, Дебюсси к этому времени уже умер (в 1918-м).


Справка.

Впервые фестиваль «Русские сезоны», инициированный правительством России и Министерством культуры и названный так в память о легендарных гастролях балетной труппы Сергея Дягилева, прошел в 2017 году в Японии и собрал более 3,5 млн зрителей в 42 городах страны. В 2018 году фестиваль состоялся в Италии, в 2019 году он прошел в Германии: общее число зрителей за два года составило около 9 млн человек.Театр «Мюзик-Холл» уже в третий раз является участником этого проекта. В рамках «Русских сезонов» в 2018 году оркестр Театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело триумфально провел гастроли в Италии: дал концерты в придворном театре Королевского дворца в г. Казерта и в зале Скарлатти Консерватории Неаполя.27 и 28 сентября 2019 года в Культурном центре «Meininger Hof» в Зальфельде (Германия) состоялось полусценическое исполнение оперы П.И. Чайковского «Орлеанская дева» при участии русско-немецкого оркестра под управлением маэстро Фабио Мастранджело, оперного хора  под руководством з.а. России Валентины Копыловой-Панченко и солистов Театра «Мюзик-Холл».4 ноября 2019 года на Деловой площадке VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Российском этнографическом музее был подписан Меморандум о сотрудничестве между «Мюзик-Холлом» и Оперой Ниццы в рамках международного проекта «Русские сезоны» во Франции–2020». Меморандум был подписан директором Театра «Мюзик-Холл» Юлией Стрижак и его художественным руководителем Фабио Мастранджело, а также уполномоченным муниципальным советником по вопросам оперы и музыки города Ниццы, Президентом Совета разработок Оперы Ниццы Лазурный Берег, мэтром Андре Шове, в присутствии директора АНО «Русские сезоны» Алексея Лебедева.

- Advertisement -spot_img

Связанные материалы