СЕРГЕЙ БАНЕВИЧ В «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»: МУЗЫКА, СПОСОБНАЯ ВОСКРЕШАТЬ

О юбилейном концерте из музыки Сергея Баневича на сцене Санкт-Петербургского государственного детского оперного театра «Зазеркалья»

Все началось с удивления: такой привычный, знакомый и уютный большой зал «Зазеркалья», а на сцене – дети! Нет, не артисты в реквизите и гриме, а детский симфонический оркестр – Оркестр Средней спецмузшколы при СПб Консерватории. Девочки и мальчики в очках и без, со скрипками, альтами и виолончелями сидели на сцене, а пульты, как в сказке, освещали, точно ночные светлячки в волшебном лесу, маленькие фонарики.

Отличный подарок для автора музыки для детей, не правда ли? Но тут возникло понятное чувство тревоги: а как же эти дети будут играть? А они сумеют? Передадут ли они суть глубокой и трогательной музыки Баневича? Однако тревога оказалась напрасной – благодаря огромному опыту и не меньшему капельмейстерскому мастерству Аркадия Штейлухта и, конечно же, пронзительной гениальности музыки Баневича, которая не тронет разве что мертвого – дети музицировали получше иных взрослых.

Да это и понятно: ведь в 13-14 лет оказаться на сцене знаменитого театра, в который ты ходил как зритель чуть ли не с ясельного возраста, еще и в составе настоящего оркестра! От игры детского оркестра под управлением маэстро Штейнлухта возникло ощущение исключительной свежести и нежности, какое и должно рождаться от музыки нашего великого и такого несовременно трогательного современника.

В первом отделении прозвучали фрагменты из фирменной зазеркальной «Сказки о семейном счастье «Сверчок на печи» (солисты – Екатерина Ефимова и Иван Васильев), три отрывка (Усадьба, Любовь и Вальс) Сюиты из сравнительно недавней киномузыки Баневича к фильму Веры Глаголевой «Две женщины» и Вальс в тюрьме и Речитатив и ария Валика (изполнил з.а. России, звезда Мариинского театра Евгений Акимов) из фантастической оперы по повести Владимира Одоевского «Городок в табакерке». В «Тюремном вальсе» солировали участники детского оркестра: плач романтичной скрипки – очаровательная Полина Гримайло, жалобы преданного кларнета – не по годам серьезный Семен Ушаков. Да, печаль музыки Сергея Баневича светла, потому что она полна душевной теплоты, любви и сочувствия всему живому.

Перед каждым номером Аркадий Штейнлухт говорил несколько слов, и среди прочего процитировал слова замечательного санкт-петербургского режиссера и театрального деятеля Александра Белинского: о любом композиторе легко все понять по его вальсам.

Мне посчастливилось слышать Вальс из «Двух женщин» в исполнении автора у него дома буквально на следующий день после его создания. Не могу не привести слова самого Сергея Петровича, обладающего, среди прочего, редким литературным даром, о своем собственном творении:

— Это вальс про лишних, праздных людей: они никому не нужны, даже самим себе…

Есть в кружевах этого Вальса невыносимая легкость бытия бабочки или мотылька, живущего на этом свете только день и потому не думающего ни о чем, совсем ни о чем…

Музыка Баневича – легкая, понятная, по-детски трогательная и компактная, без докучных длиннот, музыка современного Моцарта, удивительным образом пережившего своего «сальери». Сергей Петрович, дожив до 80-летнего юбилея умудрился не то что не постареть, но даже как будто бы и не повзрослеть. С другой стороны, в эпоху всеобщего обезличивания, когда всё на всё похоже, у Баневича есть свой тихий, но абсолютно узнаваемый голос.

Во втором отделении были Вальс из музыки к кинофильму «Агитбригада «Бей врага!» (соло на баяне Арсений Кирюхин) и фрагменты из «Истоии Кая и Герды» — Интродукция, Северная полька, Вальс на площади, Ария Герды (Екатерина Ефимова), Интермедия, Песня фонарщика (Иван Васильев) и в завершении всего концерта восхитительный «Полет на Северном олене».

Из вокалистов ярче всех этим вечером блистал роскошный и мощный зазеркальский драматический баритон Иван Васильев в абсолютном хите Баневича на бессмертные слова Татьяны Калининой — «Кто-то в поле идет за плугом…» (из «Истории Кая и Герды») Мурашки бегали по спине…

Из мыслей, которые роились во мне после концерта, в заключении я выделил бы две. Музыка Сергея Баневича при всех ее красотах – несомненно, еще и абсолютный моральный камертон нашего времени. Потому что она не только прекрасна – она по-детски добра и по-царски великодушна. И если она не может физически воскрешать умерших, что, кстати, тоже еще никто, по моим сведениям, не проверял, то уж совершенно точно то, что она способна лечить любую душевную тревогу и тоску. И, в любом случае, воскрешать своего слушателя в моральном смысле!

Вячеслав Кочнов, фото автора.

- Advertisement -spot_img

Связанные материалы