В последних числах августа и первых сентября на Новой сцене Мариинского театра был возобновлен один из самых скандально знаменитых и гениально противоречивых оперных спектаклей театра, пожалуй, за всю историю его существования – «Огненный Ангел» Сергея Прокофьева на собственное либретто по одноименному роману Валерия Брюсова в постановке австралийско-швейцарского режиссера Дэвида Фримана.
Самому композитору за всю жизнь ни разу не удалось увидеть свой шедевр на оперных сценах в результате какого-то фатального невезения: вторая редакция оперы, начатой Прокофьевым в 1919 году в США, была закончена в 1927-м, а в СССР, где поставить «Ангела» с его глубоким и принципиальным христианским мистицизмом не представлялось возможным по идеологическим мотивам, Прокофьев окончательно переехал в 1936-м. Казалось бы, было без малого десятилетие между этими датами, когда «Ангел» мог встретиться со зрителем на подмостках европейских или американских оперных театров – ведь в Чикаго с немалым успехом в конце 1921-го была поставлена феерическая «Любовь к трем апельсинам». Но, увы! Единственным прижизненным концертным исполнением стала демонстрация всего лишь фрагментов второго акта во французском переводе Луи Лалуа в парижском зале Плейель 14 июня 1928 года.
Умер великий композитор, как известно, в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года, лишившись, таким образом, полагавшихся ему по рангу похоронных почестей и салютов, и не дожив нескольких лет до наступления Оттепели, когда постановка «Ангела» в СССР становилась хотя бы теоретически возможной.
Как будто бы спохватившись, в следующем 1954 году в открытом концерте Французского радио в Париже оперу впервые исполнили целиком опять же по-французски в концертном варианте, а 14 сентября 1955-го состоялась первая костюмированная постановка «Огненного Ангела» с декорациями режиссером Джорджо Стрелером в венецианском театре Ла Фениче в итальянском переводе Марио Нордио.
Как ни странно, в Советском Союзе, несмотря на очевидную идеологическую несовместимость, «Ангела» все же поставили, причем дважды – настолько, наверное, взывали к небесам его исключительность и гениальность: в 1983 году в Пермском театре оперы и балета с сокращениями и перестановкой эпизодов в прочтении знаменитого ленинградского режиссера Эмиля Пасынкова; и в 1984 в Ташкенте в Большом театре имени Алишера Навои – там была впервые показана полная версия на русском языке в постановке Фирудина Сафарова.
И, наконец, в 1991-м, в год столетия Прокофьева, «Огненный Ангел» добрался до подмостков Мариинского театра, который на момент премьеры, прошедшей 29 декабря, был ещё формально Кировским – прежнее имя театру вернули через две с половиной недели 16 января 1992-го. Этот мариинский спектакль, поставленный признанным в мире мастером оперного артхауса австралийцем Дэвидом Фриманом и ныне возобновленный на Новой сцене, имел громкий и заслуженный успех и побывал на гастролях в Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Токио. В 1993 он был записан на бренде «Arthaus Musik», эта запись сейчас доступна в идеальном качестве с русскими субтирами здесь: https://www.youtube.com/watch?v=463ENWC9WRQ.
В 1991-92-м постановка Фримана с блиставшей тогда на всех оперных сценах мира Галиной Горчаковой в роли Ренаты и демоническим баритоном Сергеем Лейферкусом, исполнившем партию Рупрехта, произвела в городе грандиозный фурор. Помимо собственно музыкальных и исполнительских достоинств, выстрелили две режиссерские фишки: визуализация демонов в виде ползающих по сцене и – что самое потрясающее – по стенам актеров миманса в одних трико и полуобнаженная сцена оргии в женском монастыре в финале.
Хотя сама по себе опера Прокофьева и в смысле музыки, и в смысле драматургии настолько свежа и оригинальна, музыкальные портреты и характеристики персонажей настолько рельефно выпуклы, что можно было бы наслаждаться ей и без режиссерских изысков Фримана. Но эти изыски оказались хоть и перчёной, но вполне уместной приправой: они подчеркнули и усилили изначальный, природный вкус прокофьевского оперного явства.
Сюжет своей четвертой оперы Прокофьев взял не только из знаменитого романа Валерия Брюсова, но и из плоти и крови своей жизни – именно это и придало драматургии и музыке такое потрясающее правдоподобие. Композитор употребил фабулу брюсовского романа как чудесную метафору собственной жизненной коллизии также, впрочем, как это сделал и сам Брюсов, использовавший при создании романа свой любовный треугольник с Ниной Петровской и Андреем Белым, в который поэт был вовлечен в реальной жизни.
Действие романа Брюсова, опубликованного в 1907 году в виде литературной мистификации – якобы перевода немецкой рукописи четырехсотлетней давности, происходит в начале XVI столетия – в эпоху расцвета Ренессанса и начала Реформации. Среди его героев есть реальные исторические лица того времени – чернокнижник Агриппа Неттесгеймский и доктор философии и медицины Иоганн Фауст, ставший прообразом многих литературных произведений, включая знаменитую поэму Гете.
Протагонист романа рыцарь Рупрехт возвращается из недавно открытой Колумбом Америки и останавливается в скверной гостинице маленького немецкого городка, где встречает странную девушку Ренату, в которую немедленно влюбляется. Ровно то же самое происходило с самим Сергеем Прокофьевым в марте 1922 года: из Чикаго он приезжает в маленький баварский городок Этталь, где у него завязывается бурный роман со страстной брюнеткой – испанской сопрано Линой Кодиной. К этому примешиваются различные мистические события и переживания. Дальше пути рыцаря Рупрехта и Ренаты и Прокофьева с его возлюбленной расходятся: Прокофьев и Лина Кодина вступают в Эттале в законный брак, а Рупрехт и Рената отправляются на поиски ангела Мадиэля, являвшегося Ренате в детстве, а затем воплотившегося, с ее слов, в неуловимого графа Генриха (роль без пения)…
В 2012-м после 32-х спектаклей опера была снята с репертуара. «Ангела» и Мариинке, и городу, и его гостям стало ощутимо не хватать. Возобновление спектакля сейчас проходит под слоганом «Возвращение легендарной постановки». Точнее не скажешь.
Горчакова давно уже не поет в Мариинке, и возвращение это проходит при участии новых исполнительниц партии Ренаты, которым приходится искать свои оригинальные краски в создании этого мистического образа, что и впрямь непросто, потому что многие зрители старшего поколения помнят Ренату незабвенной Галины Горчаковой с ее сочным и мощным сопрано с не всегда уверенными, правда, и поэтому несколько форсированными верхами. Мария Баянкина с ее безупречной артикуляцией и Елена Стихина – всемирно признанная Сента и Саломея – превосходно справляются с этой задачей, и у них есть все шансы ввести в оперную историю собственных своеобычных Ренат.
Из прежних Рупрехтов в нынешнем составе «Ангела» задействован блистательный вагнеровский бас-баритон Евгений Никитин, его дублирует лауреат одиннадцати конкурсов несравненный мариинский Эскамильо, Альберих и Онегин Роман Бурденко. Поют и другие звезды прославленного театра – Ольга Савова (Гадалка), Андрей Попов (Агриппа Неттесгеймский), Евгений Акимов (Мефистофель).
«Огненный Ангел» – русская опера русского гения прошлого столетия – одна из главных визитных карточек современной Мариинки, и очень радостно и важно, что она сегодня снова на сцене.